Аналоговое управление ЭМР по лямбде
- vitsvetmar
- Posts: 69
- Joined: 21 Oct 2015, 18:30
- Your CAR: ВАЗ 2109 1996р.в.
- SECU version: DIY SECU-3
- Location: г. Луцк, Волынская обл., Украина
- Been thanked: 41 times
Аналоговое управление ЭМР по лямбде
Здравствуйте
И так приступим.
Задача:
Добиться контроля над правильным составом топливовоздушной смеси карбюраторных двигателей.
Прототип:
Система AFR AXTEC
Технические требования:
Управлять составом топливовоздушной смеси с учетом:
1. Отключение на холостом ходу
2. Принудительное включение при высоких нагрузках
3. Отключение на принудительном холостом ходу (сброс оборотов до 1900 об/мин)
Исходные данные:
1. Карбюратор Солекс, система ЭМР
2. Актюатор - электроклапан аналогичный клапану ЭПХХ
3. Датчик кислорода - узкополосный циркониевый лямбда-зонд
4. Сигнал управления актюатором ШИМ 10Гц
5. Сигнал лямбда 0,2 В - бедная смесь 0,8 В - богатая смесь
6. Напряжение питания - автомобильная сеть 12 В (11,5 - 14,6 В)
Ресурсы:
1. Просторы Интернета
2. Свободное время
3. Инициатива
4. Ресурсы типа - знания электроники и деньги - отсутствуют
Причина работы: Чешутся руки
Описание работы схемы
Идем с конца
Клапан нормально замкнут
Для подачи большего количества топлива нужно увеличивать скважность ШИМ
Шим собран на двух таймерах 555
Первый задает частоту 10 Гц со скважностью 50% (схема взята из "калькулятора 555")
Второй формирует ШИМ (схема из даташита)
Теперь, насколько я понял, при увеличении напряжения на 5 ножке увеличивается скважность ШИМ. А это проблема, так как лямбда-зонд работает наоборот (бедная смесь-0,2 В, богатая - 0,8В)
Поэтому на операционном усилителе сигнал инвертируется и усиливается (схема из даташита)
Вот, собственно, и вся затея.
Схема ключа управления клапаном взята из схемы секи
Работа коммутатора сигналов видна на схеме.
При замыкании концевика датчика разрежения (30-40 кПа "тапка в пол") контакт DD2.1 замыкается а DD2.2 размыкается, тем самым принудительно направляя сигнал скважностью 50% на выходной ключ.
Нерешенные вопросы
1. Как сделать датчик разрежения с концевиком (думаю это не сложно)
2. Время прогрева лямбда-зонда (можно временно вручную)
3. Ну и самый главный - нужно разработать правильную схему. (большинство элементов и их номинал указаны "с потолка")
4. Подводные камни
И так приступим.
Задача:
Добиться контроля над правильным составом топливовоздушной смеси карбюраторных двигателей.
Прототип:
Система AFR AXTEC
Технические требования:
Управлять составом топливовоздушной смеси с учетом:
1. Отключение на холостом ходу
2. Принудительное включение при высоких нагрузках
3. Отключение на принудительном холостом ходу (сброс оборотов до 1900 об/мин)
Исходные данные:
1. Карбюратор Солекс, система ЭМР
2. Актюатор - электроклапан аналогичный клапану ЭПХХ
3. Датчик кислорода - узкополосный циркониевый лямбда-зонд
4. Сигнал управления актюатором ШИМ 10Гц
5. Сигнал лямбда 0,2 В - бедная смесь 0,8 В - богатая смесь
6. Напряжение питания - автомобильная сеть 12 В (11,5 - 14,6 В)
Ресурсы:
1. Просторы Интернета
2. Свободное время
3. Инициатива
4. Ресурсы типа - знания электроники и деньги - отсутствуют
Причина работы: Чешутся руки
Описание работы схемы
Идем с конца
Клапан нормально замкнут
Для подачи большего количества топлива нужно увеличивать скважность ШИМ
Шим собран на двух таймерах 555
Первый задает частоту 10 Гц со скважностью 50% (схема взята из "калькулятора 555")
Второй формирует ШИМ (схема из даташита)
Теперь, насколько я понял, при увеличении напряжения на 5 ножке увеличивается скважность ШИМ. А это проблема, так как лямбда-зонд работает наоборот (бедная смесь-0,2 В, богатая - 0,8В)
Поэтому на операционном усилителе сигнал инвертируется и усиливается (схема из даташита)
Вот, собственно, и вся затея.
Схема ключа управления клапаном взята из схемы секи
Работа коммутатора сигналов видна на схеме.
При замыкании концевика датчика разрежения (30-40 кПа "тапка в пол") контакт DD2.1 замыкается а DD2.2 размыкается, тем самым принудительно направляя сигнал скважностью 50% на выходной ключ.
Нерешенные вопросы
1. Как сделать датчик разрежения с концевиком (думаю это не сложно)
2. Время прогрева лямбда-зонда (можно временно вручную)
3. Ну и самый главный - нужно разработать правильную схему. (большинство элементов и их номинал указаны "с потолка")
4. Подводные камни
Last edited by vitsvetmar on 23 Oct 2015, 19:41, edited 1 time in total.
- vitsvetmar
- Posts: 69
- Joined: 21 Oct 2015, 18:30
- Your CAR: ВАЗ 2109 1996р.в.
- SECU version: DIY SECU-3
- Location: г. Луцк, Волынская обл., Украина
- Been thanked: 41 times
- vitsvetmar
- Posts: 69
- Joined: 21 Oct 2015, 18:30
- Your CAR: ВАЗ 2109 1996р.в.
- SECU version: DIY SECU-3
- Location: г. Луцк, Волынская обл., Украина
- Been thanked: 41 times
- STC
- Posts: 13843
- Joined: 30 Apr 2013, 23:41
- Your CAR: AZLK 2140
- SECU version: DIY SECU-3
- Location: North Korea
- Has thanked: 2160 times
- Been thanked: 4335 times
- Contact:
Re: Аналоговое управление ЭМР по лямбде
На входе лямбда зонда нужно поставить интегратор (интегратор на ОУ или RC-цепочку.)
Author of the SECU-3™ project http://SECU-3.org. An open source engine control unit / Ignition control system, (C) 2007.
Клуб проекта в Facebook https://www.facebook.com/groups/secu3club
Клуб проекта ВКонтакте https://vk.com/secu3club (вступаем!)
Клуб проекта в Facebook https://www.facebook.com/groups/secu3club
Клуб проекта ВКонтакте https://vk.com/secu3club (вступаем!)
- vitsvetmar
- Posts: 69
- Joined: 21 Oct 2015, 18:30
- Your CAR: ВАЗ 2109 1996р.в.
- SECU version: DIY SECU-3
- Location: г. Луцк, Волынская обл., Украина
- Been thanked: 41 times
Re: Аналоговое управление ЭМР по лямбде
Итак, решаем проблемы по ходу их возникновения.
1. Сегодня воскресенье, сходил на рынок атозапчастей, там сказали, что никакие интрегаторы и цепи РЦ в комплекте с лямбда зондами никогда не продавались.
2. Насчет кончины электроклапана – буду пробовать снижать напряжение питания клапана, установка радиатора, при этом:
- возможно, нужно увеличить диаметр жиклера (благо выбор большой),
- отрегулировать ход иглы путем установки дополнительных проставок под переходник,
- поиграться со скважностью ШИМ путем регулировки усиления ОУ
STC, по поводу п1. конечно была шутка, но это для меня уже сложно, поэтому и обратился к профессионалам.
1. Сегодня воскресенье, сходил на рынок атозапчастей, там сказали, что никакие интрегаторы и цепи РЦ в комплекте с лямбда зондами никогда не продавались.
2. Насчет кончины электроклапана – буду пробовать снижать напряжение питания клапана, установка радиатора, при этом:
- возможно, нужно увеличить диаметр жиклера (благо выбор большой),
- отрегулировать ход иглы путем установки дополнительных проставок под переходник,
- поиграться со скважностью ШИМ путем регулировки усиления ОУ
STC, по поводу п1. конечно была шутка, но это для меня уже сложно, поэтому и обратился к профессионалам.
- STC
- Posts: 13843
- Joined: 30 Apr 2013, 23:41
- Your CAR: AZLK 2140
- SECU version: DIY SECU-3
- Location: North Korea
- Has thanked: 2160 times
- Been thanked: 4335 times
- Contact:
Re: Аналоговое управление ЭМР по лямбде
Author of the SECU-3™ project http://SECU-3.org. An open source engine control unit / Ignition control system, (C) 2007.
Клуб проекта в Facebook https://www.facebook.com/groups/secu3club
Клуб проекта ВКонтакте https://vk.com/secu3club (вступаем!)
Клуб проекта в Facebook https://www.facebook.com/groups/secu3club
Клуб проекта ВКонтакте https://vk.com/secu3club (вступаем!)
- vitsvetmar
- Posts: 69
- Joined: 21 Oct 2015, 18:30
- Your CAR: ВАЗ 2109 1996р.в.
- SECU version: DIY SECU-3
- Location: г. Луцк, Волынская обл., Украина
- Been thanked: 41 times
Re: Аналоговое управление ЭМР по лямбде
На счет ВИКИПЕДИИ – это круто
Я понимаю это так (см график):
1 – Сигнал задающего генератора 10 Гц 50%
2 – Сигнал лямбда после инвертирующего ОУ. Фактически получается 2 уровня, соответственно сигнал ШИМ будет иметь 2 значения – минимальную и максимальную скважность.
3 – Сигнал лямбда после инвертирующего интегрирующего ОУ
4. – Сигнал ШИМ более плавный
Но от этого не легче, нужна рабочая схема
Я понимаю это так (см график):
1 – Сигнал задающего генератора 10 Гц 50%
2 – Сигнал лямбда после инвертирующего ОУ. Фактически получается 2 уровня, соответственно сигнал ШИМ будет иметь 2 значения – минимальную и максимальную скважность.
3 – Сигнал лямбда после инвертирующего интегрирующего ОУ
4. – Сигнал ШИМ более плавный
Но от этого не легче, нужна рабочая схема
- vitsvetmar
- Posts: 69
- Joined: 21 Oct 2015, 18:30
- Your CAR: ВАЗ 2109 1996р.в.
- SECU version: DIY SECU-3
- Location: г. Луцк, Волынская обл., Украина
- Been thanked: 41 times
Re: Аналоговое управление ЭМР по лямбде
Некоторые соображения о доработке карбюратора под установку электроклапана ЭМР
Проанализировав фотографии карбюраторов СОЛЕКС-62 выяснил, что есть два заводских варианта установок актуаторов ЭМР
1. Установка через адаптер напротив канала подачи в эмульсионную камеру ГДЖ (отверстия, где вкручен жиклерЭМР)
2. Установка в увеличенный прилив технологического канала, соединяющего поплавковые камеры, при этом актуатор (как и в первом варианте) перекрывает падачу топлива непосредственно в эмульсионную камеру ГДЖ
В предложенном официальном варианте электроклапан перекрывает подачу топлива в камеру ЭМР, в которой всегда будет пузырек воздуха. А это значит, что система слишком инерционна. Двигатель может работать неравномерно.
Но это только теория.
Проанализировав фотографии карбюраторов СОЛЕКС-62 выяснил, что есть два заводских варианта установок актуаторов ЭМР
1. Установка через адаптер напротив канала подачи в эмульсионную камеру ГДЖ (отверстия, где вкручен жиклерЭМР)
2. Установка в увеличенный прилив технологического канала, соединяющего поплавковые камеры, при этом актуатор (как и в первом варианте) перекрывает падачу топлива непосредственно в эмульсионную камеру ГДЖ
В предложенном официальном варианте электроклапан перекрывает подачу топлива в камеру ЭМР, в которой всегда будет пузырек воздуха. А это значит, что система слишком инерционна. Двигатель может работать неравномерно.
Но это только теория.
Re: Аналоговое управление ЭМР по лямбде
Клапан должен быть как справа на рисунке. Имеется ввиду размер.
Last edited by donec on 03 Nov 2015, 19:27, edited 1 time in total.
ВАЗ-21093, Солекс, зажигание SUZ v6, дроссель-конденсаторное зажигание, катушка 2111.